Стили формирования деревьев Бонсай сложились благодаря многовековым японским традициям. Каждое дерево уникально и обладает яркой индивидуальностью, но как и в любом искусстве существуют каноны

Можно насчитать порядка 25 стилей формирования бонсай. Назначение этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат лишь в качестве ориентира для создания гармоничной композиции. 

Художники разных школ часто работают с одним растением бонсай, по которому можно определить принадлежность к определенной школе. Но все мастера сходны в одном: дерево должно иметь ствол определенной формы и ветви не должны ни пересекаться, ни расти из одного и того же места. Листья бонсай, по этикету должны быть мелкие и создавать равномерную красивую крону. Корни, особенно выступающие над землей, тоже должны иметь определенное расположение.

Бонсай – не обязательно одно растение в плошке, можно создавать композиции из разных видов деревьев, или добавить декорации в виде моха. Маленькое дерево может окружаться крошечным пейзажем: скалами, гротами, рельефом — и выглядеть как природный оазис в миниатюре. Такая композиция доставит гораздо большее эстетическое наслаждение. Выращивайте, пробуйте свои силы! Только так вы сможете найти свой стиль.

 

СТИЛИ:

 

Изогнутое дерево – Недзикан (Nejikan)

 Китайские мастера испытывают к этому стилю особую любовь, также его символически называют стиль «Дракон». Особенность этого стиля - искривлённый почти зигзагом или грубо скрученный ствол у основания, ветки, повторяющие изгибы ствола и целостная крона. Красоту и энергию несут именно спиральные изгибы и низко расположенные ветви. Внешне похож на стиль Takozukuri , отличается главным образом степенью закручивания ствола и расположением кроны. По китайским традициям присутствие такого дерева в доме считается крайне благоприятным, оно приносит удачу и процветание.

 

 Формировать такое дерево нужно уже с раннего возраста, спирально закручивая ствол. Эффект давности создается путем снятия коры с отдельных частей дерева. Необходимо закручивать ствол пошагово в противоположные стороны.

 


 

Мёртвая древесина– Сяримики (Sarimiki)

 В природе, со временем, в результате воздействия суровых погодных условий на стволах некоторых деревьев образуются участки без коры. Обычно они начинаются у основания ствола и чем выше, тем становятся более тонкими. Яркий солнечный свет отбеливает их, создавая очень живописные элементы дерева. В бонсай для искусственного создания такого эффекта кору снимают острым ножом, а обнаженную древесину после высыхания отбеливают, например сернистой известью.

 

 

 


 

Ломкое дерево– Сабамики (Sabamiki)

 

Стиль - "Расщепленный".  Омертвевшая часть ствола называется "саба", а соответственно Бонсай Сабамики выглядит как дерево, частично повреждённое непогодой, засохшее и растрескавшееся.

 

 Они отличаются большой выразительностью, так как трещины имитируют удар молнии. Такого эффекта можно добиться с помощью расщепления ствола кусачками и клиньями. Благодаря этому, само деревце становится более мощным и сильным.

 


 

Веерный стиль или метла Хокидати (Hokidachi)

Этот стиль отлично подходит для лиственных деревьев с густым и тонким ветвлением. Прямой ствол начинает разветвляться чуть ниже середины дерева в разные стороны в примерно 1/3 от общей высоты. Сама крона очень плотная и имеет форму шара.

 

 Благодаря множеству тонких веток дерево, выполненное в этом стиле выглядит эффектно и без листвы, и в зимнее время поражает воображение.

 


 

Элитарный или Литературный стиль– Буджинги (Bujingi)

Этот стиль берет свое название от манеры рисования китайских художников «каллиграфические» воображаемые деревья, и напоминает форму «японских литер». Он является одим из самых сложных и старейших стилей!

 Длинный и стройный ствол, слегка изогнутый, полное отсутствие нижних веток и только на вершине располагается крона. Форма дерева словно каллиграфический знак. В японской традиции - символ тонкости и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев. В лесу, такими деревья становятся из-за недостатка солнечного света и тесноты, у них отмирают нижние ветки, а ствол выглядит шишковатым и грубым.

 


 

Рощица – Ямайори (Yamayori)

 Для этого стиля используются несколько растений бонсай, объединенных в единую композицию. Благодаря этому подходу появляется возможность создавать перспективу, особенно интересные композиции получаются, если используются разные виды деревьев.

 

 


 

Обнажённые корни – Неагари (Neagari)

 Необычный вид дереву, сформированному в этом стиле, как следует из названия, придают корни, выступающие из почвы. Для этого стиля подходят растения, которые образуют воздушные корни, как правило это фикусы. Они очень быстро образуют воздушные корни, которые эффектно переплетаются между собой и обеспечивают дереву неповторимый облик.

  

 


 

Укоренившийся на камне – Исицуки (Ishitsuki)

У деревьев, сформированных стиле Ishitsuki, корни растут в трещинах и полостях камня или скалы. Это означает, что у них ограниченные возможности для роста, развития и получения питательных веществ. Такие деревья никогда не выглядят действительно здоровыми, что подчёркивает сложности их борьбы за выживание. Их необходимо чаще поливать и удобрять, поскольку места для хранения влаги и питательных веществ у них почти нет. Камень, в котором растет такой бонсай, чаще всего помещают в небольшой поддон, который заполняется водой или засыпается мелким гравием.

  

 


 Дерево на камне – Секийою (Sekijoju)

В каменистой местности деревья вынуждены искать своими корнями богатую питательными веществами почву, которая иногда скапливается в трещинах и углублениях. Пока корни не попали в землю, они защищают себя от солнца, покрываясь грубой корой. В случае бонсай, корни растут, оплетая камень, а затем погружаются в грунт в горшке, поэтому уход за таким деревом на самом деле не отличается от ухода за деревом в любом другом стиле бонсай. Для этого стиля подходят в частности, можжевельники и фикусы.

  

 


 

 Извилистые стволы – Нэцунагари (Nrtsunagari)

 Этот стиль имитирует частично засыпанный землей или затопленный ствол дерева, у которого ветки похожи на отдельные деревья.

 

 


      

 Формальный вертикальный стиль– Теккан (Chokkan)

 Этот стиль очень распространен среди мастеров бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева постепенно сужается от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около 1/4 от общей высоты ствола.

 

 


 

 Наклонённое дерево – Сякан (Shakan)

 Наклонный стиль, иллюстрирует деревья, растущие под углом к земле. Он отлично подходит для большинства видов. Символизирует сопротивление ветру и стремление растения тянуться к солнцу, отличается от Теккан Chokkan ростом ствола мини-дерева под углом к земле.

 

 


Каскад – Кэнгай (Кengai)

 Каскадный - стиль, согласно которому дерево растёт на крутом обрыве и для выживания вынуждено подстраиваться под природные обстоятельства, такие как: падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть... Лучше всего подходят для этого деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта или кизильник. Символизирует Кэнгай - пластичность дерева в сложных условиях.

 

 


 

Полукаскад – Хан-Кэнгай (Han-Кengai)

 Полу каскадный стиль в природе встречается у берегов водоёмов, ветви деревьев, растущих на берегу почти касаются воды. Благодаря близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в горизонтальном направлении. В культуре бонсай, в идеале, они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

 

 


Упавшее дерево (Плот) – Икадабуки (Ikadabuki)

 

В природных условиях, иногда упавшее дерево может выжить, благодаря тому что его ветки начинают расти вверх, старая корневая система обеспечивает их достаточными для выживания питательными веществами. Со временем у них начинают расти новые корни и замещают старую корневую систему. Бывшие ветки превращаются в новые стволы уже со своим собственным ветвлением. Это происходит за счёт улучшенного питания благодаря новым корням. Эти, так называемые, стволы образуют единую крону.

 

 


 

Группа из нескольких стволов – Ёсе-Уэ (Yose-ue)

 

Роща на ладони или лесной стиль. Такая миниатюра имитирует участок лесного ландшафта. Композицию составляют отдельные деревья разной толщины, высоты и возраста, но одного вида. Красота композиции и заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев. Символизирует такой бонсай преемственность и связь поколений.

Стиль, в котором выращивают более 2 деревьев в одной композиции. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4, потому что слово «си» - «четыре» на японском созвучно со словом «смерть».

 

 

В некоторых случаях композиция даже имеет собственное наименование: три деревца – Sambon-yose, пять – Gohon-yose, семь – Nanahon-yose, девять – Kyuhon-yose, Tsukami-yose «Многоствольное дерево», Створки устричной раковины – Karabuki

  

 


 

Раздвоенный ствол – Сокан (Sokan)

 

Стиль, в котором из одного корня вырастает два ствола, один обычно гораздо мощнее другого. В бонсай такой эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород. Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

 

 


 

Два ствола – Содзю (Soju)

Принципиальное отличие Содзю от Сокана в том, что композиция формируется из двух разной высоты деревьев одного вида. При этом главное дерево-«родитель» также композиционно подчиняет дерево-«дитя». Однако у каждого из них своя корневая система.

Растут они в этом случае параллельно (хотя некоторые мастера допускают отклонение «сына» в пределах 15°). Крона подчиненного растения не должна явно примыкать к доминирующему стволу. Обе кроны имеют сходную динамику вершины и могут создавать объединенный в одно целое силуэт.

  

 


 

Неформальный вертикальный стиль – Мойоги (Mayogi)

Этот стиль самый распространённый, как в природе, так и в искусстве бонсай. Ствол растет вертикально, но имеет S-образную форму, а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т.е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.

 

 


 

Стиль дерево, согнутое ветром– Фукинагаси (Fukinagashi)

 

Форма таких деревьев в искусстве бонсай иллюстрирует природные прототипы – растущие под постоянными сильными ветрами и ураганами деревья, вынужденные сопротивляться стихии. Основные ветви Фукиногаси, расположенные снизу, должны быть значительно больше и мощнее верхних, а крона по форме напоминать треугольный флажок, развевающийся на ветру. Вершины веток и листья непременно удалены от ствола для создания полного впечатления обдувания ветром. Листва или хвоя не должна быть густой. Допускается формирование бонсай этого стиля с несколькими стволами, хотя более характерен одноствольный вариант.