Что такое Бонсай?
Бонсай - древнее искусство, корнями уходящее на сотни лет на восток, но всё больше покоряющее наши с вами сердца и теперь.
Хотя искусству выращивания миниатюрной копии настоящего дерева уже больше 2250 лет, в России и в мире оно только набирает популярность!
Западному человеку оказалось на столько по душе создание "живой скульптуры" и возможность обзавестись садом прямо в квартире, что Бонсай становится идеальным хобби для современного человека, не только потому что это уникальное украшение дома, но и волнительный процесс созидания, учащий концентрироваться на сути, отсекая всё лишнее!
Бонсай - буквально переводится как "Дерево, выращенное на подносе"
Откуда же возникло это невероятное искусство? Вероятно многие скажут: "Япония!",- и окажутся правы только лишь частично!
Ассоциация Бонсай с Японией первой приходит на ум, т. к. она, как нельзя более глубоко отображает сущность восточной культуры, но в Японии это искусство появилось уже существующим более 10 столетий.
Известные своей склонностью к изысканности и символизму Японские мастера довели культуру, до совершенства, придумав стили формирования и ставшие уже каноническими требования к размерам плошки и формам кроны!
Так, а кто же всё-таки придумал Бонсай?
До подлинно не известно точного времени и место возникновения причудливого искусства, корни его, в отличии от корней деревьев Бонсай, лежащих практически на поверхности, уходят в глубину тысячелетий. Существуют несколько разных версий, самыми любопытными, из которых мы и познакомимся:
Археологи утверждают, что эти растения были расположены возле Египетских храмов и могли играть определённую роль в религиозных обрядах, их изображения имеются на Древних фресках Египетских Гробниц.
В Древней Индии, странствующие лекари и монахи, практикующие аюрведу, возили с собой лекарственные растения в небольших контейнерах, что позволяло сохранять растения свежими для нужного снадобья. Такая компактность, необходимая для транспортировки достигалась путём регулярной обрезки. Со временем листья становились всё меньше и сами растения гармонично умельчались.
Но, как бы то ни было, местом зарождения оригинального искусства создания миниатюрных ландшафтов - пэньцзин (盆景), где «pen» плошка и «jing» пейзаж, считается Китай!
Пеньцзин, по преданиям — появился в Поднебесной, что называется, «не от хорошей жизни». Большинство селян, переехавших в города, в связи с ростом индустриализации, были родом из сёл и деревень, и тоска новых горожан по земле привела к своеобразной моде выращивать деревья в комнатных условиях, а соответственно карликовыми. Говорят, что первый бонсай вырастил в фарфоровом сосуде великий китайский поэт и художник Ван Вэй.
Еще одна "милая" история, относящаяся к «китайскому периоду» бонсай, по-своему объясняет появление миниатюрных деревьев:
Около 60 г. н. э. в Китае приняли буддизм при императорском дворе. А как известно, Гаутама Сиддхартха, Будда, медитировал и читал проповеди под большими, великолепными деревьями, которые после его смерти стали объектами поклонения.
Сообразительная китайская знать, чтобы не утруждать себя тяготами паломничества, завела в своих парках уменьшенные копии «святых деревьев». Хрупкие китаянки, которые бинтовали по традиции свои ноги до кукольных размеров, сами не могли ходить, для медитации слуги выносили их в парк. И тут, один находчивый садовник пришел к мысли, что даму носить к деревьям не так удобно, как — деревья к даме. Он взял маленькое деревце и посадил его в чашу, удобную для переноски. Так, согласно преданию, родилось искусство пендзинг/бонсай.
Переходя от основателей стиля к тем, кто его прославил, а именно все-таки японцам. Умение довести любую идею до совершенства — характерная черта жителей страны восходящего солнца. Так Бонсай меняет родину и становится Искусством! Считают, что в Японию бонсай попал в VI веке благодаря буддийским монахам.
Как и большинство аспектов восточной культуры и философии, бонсай кажется доступным и очевидным каждому наблюдателю. Но в то же время за его простотой скрывается полный величия и сакральной духовной энергии смысл.
Буддийский культ дерева Бодх, под которым, Будда достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсаи. В буддийской мифологии, которую восприняли в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища, в котором растет дерево жизни. Весь мир — это сад Будды, а правитель в нем — садовник. Так что, выращивая бонсаи, японец чувствовал себя могущественным, словно император!
К XVIII веку в Японии техника выращивания бонсай развилась в очень утончённую форму искусства. А потом из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение стало проникать и в дома самураев, и к началу XIX века стало уже общенациональным явлением.
Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления появляется термин «художественный бонсаи».
Процесс сотворения бонсай имеет своё начало, но не имеет конца фантазии и сочетаниям.
Конечная цель - живое произведение искусства - "скульптура, которая никогда не будет закончена", дерево рождается, развивается, меняется не только под влиянием руки мастера, но и в силу своей природы... и уходит, как и всё живое.
Чем старше и древнее дерево, чем более следов "отпечатанных" на нём событий, будь то поражение от молнии или рассечение ствола, тем ценнее и значимей для нас дерево хранившее в себе историю, так и в Бонсай.
Глядя на дерево Бонсай, подобно человеческой, мы можем наблюдать одновременно все три периода жизни — юность, зрелость и старость. Юность - побеги и молодая листва, зрелость — цветы и плоды, а старость — мощный ствол с грубой корой, с расколами и с дуплами. Многие мастера и по ныне спорят, что важнее в бонсай — изящество или драматизм, но, если дерево обладает и тем и другим - это шедевр.
Спокойная концентрация в процессе работы с растением не только вызывает вдохновение, но и позволяет интуитивно познавать духовную сущность вещей, почувствовать себя в гармонии с собой и с миром.
Бонсай - это не любое деформированное причудливым образом руками растение. В дзэн все сущее обладает божественным единством, поэтому для внутреннего развития важно слияние с окружающей природой. Какой-бы малой ни была частичка природы, она имеет большое значение, поскольку заключает в себе тайну.